Просмотр темы.




Середина 90-х. Крах и разруха в стране. Преступность стала чем-то обыкновенным и ежедневным. Новости об убийствах, драках, грабежах и прочих преступлениях уже не удивляют. Хаос ночью, хаос у всех на глазах среди бела дня. Криминал стал модой, бандитизм стал брендом той современности, проникшим почти во все сферы деятельности. Он заразил страну подобно чуме, свалившейся как война из ниоткуда на головы простых людей. Оперативники спокойно едут на место преступления, заранее предполагая, какая картина их там ожидает. А распивающая на кухне районная компания яростно обсуждает обстоятельства смерти того или иного «бывалого» дружка. Да и дети, что в лысых из-за отсутствия спортплощадок дворах играют в новых русских, уже с молоком матери впитали знание о том, что киллер всегда оставляет оружие на месте убийства. Нищета, задержка пенсий, зарплат, бойкоты шахтеров, и прочее. Беззаконие, доходящее до невыносимого цинизма. Бандитизм, опустившийся до терроризирования далеких хуторских поселений, с поступками перешкаливающими все термометры аморальности. И все это на фоне красивых песен о заморских богатствах, американ боях и греющих душу голливудо-маямских солнечных улицах. Воспевание недоступных возможностей, возведение криминальных кланов в ранг героев поколения, вскарабкивание на политический Олимп с пистолетом за пазухой. Преступная деятельность стала чуть ли ни единственной дорогой к материальному благополучию. И вот уже первокурсницы в унисон моде напевают восхваляющие рэкетиров песенки. Вырывающиеся из оков юности молодые люди укорачивают растительность на голове, примеряют на рынках кожаные куртки и учат школьников в подворотне законам заколючепроволочных понятий (о которых сами в большенстве своем знают лишь с подачки экрана или в лучшем случае от завсегдатых рюмочной). А в народе анекдоты про партийных деятелей уже давно реинкарнировались в юмор про бандитов и новых русских. И каждый прохожий знал незамысловато-сокращенное слово опер. Преступность – перспектива, преступность – эталон, преступность – наше все… Смеяться над страной и воспевать на музыкальных сценах чужие государства стало современной модой. И откуда-то с Запада взгляд на Россию был ехидный. Этакий утонченно-выстреливающий взгляд с приподнятым носом и ироничным вздохом, отдающий дань уважения былым заслугам павшего режима. И наш патриотизм с идеей опустошения пол-литровой бутылки сорокоградусной жидкости, с обезумевшим, истерическим разрыванием рубахи на груди и ответом на трудные вопросы увиливающей от прямоты фразой «умом Россию не понять». Именно так мы объясняли нашу идею и отсутствие логики в ней. Обсмеянное и ими и нами государство без гимна, достижений, трезвого взгляда на будущее, с почти утерянной культурой жизни и примесью к ней забугорных обычаев, неудачно приспособленных к нашим реалиям. И все это на фоне пересекающихся параллелей богатства и нищеты, добра и зла, некого понимания того, что мы движемся к пропасти и осознания того, что мы не можем остановить этот процесс. Сидящая у разбитого корыта страна, объевшаяся самоиронией, застопорившаяся и загнивающая в своей бесперспективности. Безликая и бессильная Госдума, уделом которой были только пустые слова и вечные споры, похожие больше не на политическую деятельность, а на дебаты пятничным вечером в пивной при заводе. У нас короткая память и мы уже этого не помним. Мы забыли те времена. Мы не помним как ходили вечерами, оглядываясь на идущих за нами людей, на шприцы под окнами, на упоминание в разговорах о неких обросших легендами преступных организациях с обозначением их названий по населенным пунктам и окончаниями на -ие. Как-то ушли из наших будней словосочетания «заказное убийство», «стрелка», «сходка», «крыша» и прочие термины главной мозоли той современности. Мы уже не в состоянии даже понять, что существующие современные проблемы страны – коренное следствие последнего десятилетия 20-го века. Это все объяснимо: ведь если позавчера ты ел в столовой, вчера тебя водили в кафе, то сегодня ты захочешь в ресторан. Но если все было бы так просто, то мы бы жили в золотых замках около теплых морей, ничего для этого не сделав. Ведь это сейчас мы обращаемся в суд, стучим по стеклу обрызгавшей нас иномарки, звоним в милицию-полицию случись чего, и реально осознаем, что в чем-то она может помочь. Это сейчас наши трудности могут решить юристы и адвокаты, а тогда совершенно другие люди… Вот она Россия той поры. Тогда мы угасли, пропали и потеряли собственное лицо, свой патриотизм, уже почти окончательно смирившись с подписанным самими себе приговором дальнейшей деградации. И вот тогда, в тот момент случилось то, чего страна так ждала. Уверен, что страна сама не понимала тогда, кем она была и что ей было нужно, но подсознательно чувствовала потребность крепкой руки. Она была блудной, распущенной, пьяной малолеткой, уехавшей из рядового поселка в мегаполис каруселящийся по кабакам и шалманам. Это описание как никакое другое лучше всего олицетворяет Россию 90-х. Подобно этой девице страна ждала своего воспитателя, своего отца, свое то, на что можно опереться, свое то, за что можно спрятаться, свой символ под смелым взором и распахнувшимся крылом которого можно воспрять и, опустившись на дно ямы после долгих лет пребывания там, в плену, вновь научиться летать. Именно тогда на стыке веков, на стыке двух тысячелетий страна обрела свою идеологию, свой знак, свое обоняние, свои убеждения, свое кредо, черт возьми. И очень жаль, что сейчас во всем мире это понимают гораздо лучше, чем у нас в стране. И он пришел. Пришел, как показалось, из ниоткуда, как за ночь сменившийся пассажир на верхней полке скорого поезда. Это был не глоток свежего воздуха, примчавшийся в пропаренное помещение соседней комнаты предбанника, и не стакан ледяной воды при зенитном солнце в пустыне; а охапка дров в морозную ночь заблудившимся в тайге людям, кусок хлеба в блокадную пору с перспективой на масло. Владимир Путин пришел с простой, не приукрашенной, лишенной оптимистической морали громких слов и сладких надежд, но при этом четкой, ясной, твердой и подсознательно необходимой в самую первую очередь политической программой «Наведения Порядка». И вот часы на старых советских батарейках, уже много лет стоящие на антресолях, бесперебойно застучали; завелся двигатель машины, именуемой в народе подснежником; загорелось фонарное освещение пока еще не до конца видимой эстакады. И воспряла тогда страна и поверила в себя. И не такие уж мы плохие, как сами говорили, и что-то все-таки мы можем, и что-то все-таки мы умеем, и есть все-таки у нас то, чем можно гордиться. Ведь мы когда-то кого-то побеждали, когда-то кого-то изгоняли, когда-то что-то завоевывали, и не всегда мы только пили и кололи дрова. Чего-то достигали, к чему-то стремились, что-то все-таки у нас получалось во все времена. И в литературе мы что-то когда-то писали и в космосе раньше всех побывали. И история наша длинна и велика. И были ведь просветы, когда все у нас получалось. И идея наша есть и светлое мудрое, понятное только нам мировоззрение русского народа. Возможно не совсем эпичное, но душевно гармоничное и во всяком случае небезрассудное. Такую ауру и привел за собой Владимир Путин. Буря и натиск в далеком захолустном месте. И Россия приподнялась с колена. И ушли куда-то шутки, и гордиться собой начали, и реже сетуем на наши вечные две проблемы: и не дураки мы вовсе, и по дорогам ездить можно – главное уметь. И с преступностью бороться оказывается можно, строим и изобретаем что-то не хуже других. И направились любители перспективной жизни по другим стезям, свернули с дороги бандитизма. Растапливались глыбы преступного льда на всех уровнях и территориях. Хождение с пистолетом за пазухой стало делом нерентабельным. Люди увидели новые дороги, ведущие к накоплению капитала. На асфальтовых покрытиях со временем стали появляться все более качественные, разнообразные и комфортные металлоконструкции. И не слышно уже о забастовках шахтеров, голодовках или перекрывании авто- и железнодорожных магистралей людьми, годами неполучающими свои зарплаты. Пенсионеры, штурмовавшие вчера райсобесы и жаловавшиеся на маленькую, да и то не выплачиваемую пенсию, мысленно и вслух смаковавшие годы советского режима, сегодня гуляют с внучатами в оборудованном парке. Далеко в глубокий ил памяти зарылось словосочетание «гуманитарная помощь», а ведь когда-то мы ее не только отправляли, но и получали. Наши друзья, а может и сами мы уже бываем за границей и, листая журнал, выбираем куда нам отправиться. Наши дети уже не качаются на самодельных из канатов качелях, а ворота ребят, гоняющих мяч, теперь не обозначаются деревьями. Да и хронически пьянствующий снизу сосед вроде как остепенился и нашел работу по специальности. И двое случайных ночных попутчиков в поезде под стук колес и звон стаканов, утопая в задушевных беседах, со вздохом признавали, что жить стало лучше. И двое друзей из калибра золотой молодежи на каких-то там далеких островах, знакомясь с иностранками, уже гордо заявляли, что они from Russia. И где-то там, в недрах страны, в какой-то затерявшейся в областях земель русских деревушке, кто-то проснулся от дикого ночного крика и новости о том, что на чужой земле наши вечно проигрывающие футболисты победили. Путин стал нарицательным понятием во всех сферах жизни граждан страны: культурной, спортивной, творческой, духовной, бытовой и семейной; одним словом примером для подражания (чего стоит хотя бы увеличение желающих заниматься дзюдо). В кухни домов российских городов и на долгие ночные посиделки у костра пробрались анекдоты про главу государства. А в рабочие коллективы разных сфер деятельности просочился понравившийся жителям страны казарменный юмор, перенятый от верховного главнокомандующего. Этот общий тон подхватили и авторы песен в различных жанрах. А на летних улицах российских городов часто встречавшиеся майки, с лицами зарубежных музыкальных деятелей и фразами ‘no problem’, сменились на более патриотичный и морально правильный триколор и портрет главы государства с надписью «Всё путем!». Кабинеты и офисы государственных и не очень компаний стали украшать портреты первого лица государства, вывешиваемые на самые заметные места. Проникла и укрепилась крылатая мысль «как Путин скажет, так он и сделает». Вера в символ нации подкреплялась и укоренившимися в народе фразами «Путину писать будем», «Путин приедет – наведет порядок», «Путина на вас не хватает» и т.д. За телепортическими передвижениями президента не мог уследить даже прирожденный журналист. Путин здесь, Путин там, Путин сегодня согласовал, Путин сегодня встречался, Путин сегодня посетил. И включая информационные каналы, мы не были бы удивлены известию о том, что отец нации сегодня полетел на космическую станцию. И вдруг поменялось воображаемое лицо, смотрящее на нас из-за бугра. Все меньше возникали вопросы в тех или иных областях: стоит ли с Россией считаться, а ходят ли там по улицам медведи и прочие стереотипные ассоциации, прилипшие к России в постсоветские годы. Как страна мы начали показывать себя на весь мир в качестве могучей и сильной державы. Наши артисты брали призовые места на различных мировых конкурсах; разработки наших ученых находили признание во всем мире; на летних, зимних олимпиадах и спортивных состязаниях наши спортсмены вошли в число основных конкурентов участников из ведущих спортивных держав. Повысилась общая культура. С окон исчезли решетки, а обладатели деревянных дверей в квартиру истерично не приближают день установки железных. Хотя эти элементы защиты являлись фактически обязательным атрибутом конца советской эпохи и последовавшего за ним десятилетия. Наши заборы и подъезды перестали быть местом для нелитературного и антиизобразительного искусства. А современный старшеклассник замысловато пожмет плечами, узнав, что его недавние предшественники, сидя в подвалах, разливали по пакетам клей. И вот мы уже славимся не только водкой и баней, немереными просторами и холодным климатом. Конечно, все это всего лишь составляющие, но как ни крути составляющие одного звена. В это можно и не верить, рефлекторно отмахиваться, но если вспомнить, сравнить и немного поразмыслить, то вывод напрашивается сам собой. А дальше по пунктам. Гватемала. Все телекамеры мира, четкая речь на четырех языках: «ну как стране с таким сильным началом не доверить Олимпиаду?» И, проснувшись ранним утром, страна узнала, что скитавшийся больше 20ти лет по чужим территориям и континентам праздник спорта вновь придет на нашу землю. Всем сразу вспомнилось, что улетевший летним вечером много лет назад в темное московское небо головастый мишка, вновь объявится в наших глазах, принеся с собой все те же грусть и счастье, которые мы так запомнили и так хотели вновь испытать. И та спортивная инфраструктура, которую он принесет, навсегда останется и пойдет на пользу развитию спорта в нашей стране и народному достоянию вцелом. Таким же полезным действием можно считать и проведение Универсиады в 2013 году, различные планируемые чемпионаты и состязания в разных видах спорта и, безусловно, доверенный нам чемпионат мира 2018 года, который также стал одной из визитных карточек будущей России. Можно ли такие вещи, как строительство спортивных объектов с последующей возможностью их эксплуатации по правильному назначению (а не так, как это было прежде - вроде превращения спорт объектов в торговые рынки самой населенной страны в мире) считать недостатком или тем паче шагом назад…? Неужели отдавать дань неким криминальным кланам на их частные и плотские потребности лучше, чем платить налоги, на которые развивается страна. Неужели обнаженная голова и плотная кожаная куртка с меховым воротником, к образу которой дорисовывается скрытая кобура на пояснице, смотрится предпочтительнее, чем элегантный смокинг и возможность демократического подхода к ситуации. Неужели отсутствие контроля государства в бизнес-проектах страны может считаться хорошим тоном, при котором могут возникнуть организации аля МММ. Неужели разрушение города на северном Кавказе лучше, чем его строительство. Неужели многораундовые бои, постоянный ор, крик, гам, таскание женщин за волосы, принятие законов в пятнадцатом чтении в Государственной Думе и прочие не совсем понятные здоровому и трезвому человеку поступки могут выглядеть предпочтительнее, чем четкая, конкретная и слаженная работа этой организации. Конечно, проще этого всего не видеть, думать, что все произошло само собой, видеть в переменах инерцию, критиковать побрившегося человека за оставленные несбритые волосы, поднимать зоопарковый шум, рисовать знамена и собирать под них разнослоеную, умную и не очень массу, которая будет слепо верить в обыкновенное чудо и волшебную палочку, по прикосновению которой все станет хорошо. Критиковать вообще легко, и найти занятие проще, наверное, нужно постараться, а найти недовольных чем-либо людей не так сложно, учитывая тот факт, что недостатки человек видит лучше, чем оценивает достоинства. К достоинствам, к сожалению, у людей память короче. А при указывании на них всегда проще все списать на то, что все происходило само собой, нежели согласиться с достойной работой главного действующего лица страны. Ведь живущий в серебре всегда будет хотеть золота, а его обладатель будет желать уборную из бриллиантов, и об этом еще около двух столетий назад наш выдающийся соотечественник написал культовую сказку «О рыбаке и рыбке». И тот самый, живущий в серебре в стремлении обладать золотом, будет мало задумываться о том, что он мог жить в бронзе или существовать в алюминии. К сожалению, мы таковы… И вот мы идем по чистым улицам новой России и видим, как наши дети играют на построенных спортивных площадках, а пенсионеры учатся обращаться с банковскими карточками и постигают начальные азы Интернета. При каких-либо происшествиях угроза вызова полиции уже не является пустым звуком для прикрывающегося группировками, как например 15 лет назад. Какие-либо более-менее серьезные дела ныне решают юристы, а случись беда к нам домой приходят люди из правоохранительных структур, которые действуют по возможно где-то дырявому и не до конца идеальному, но все же закону. И их деятельность и методы, как ни крути, гораздо гуманнее и безопаснее для жизни, чем сродные им организации позапрошлого десятилетия. Владимир Путин стал символом страны и символом нашего государства, нашим лицом, исходной точкой нашего развития. Под его началом наша страна преобразилась, почувствовала свой дух и свою силу, за какие-то десять лет поменялись и мы и многое вокруг нас. Нам действительно есть что терять, потому что потеряв свой символ, наш путь может пойти по другим неправильным маршрутам и иметь гораздо худший вариант событий. Теперь вы, наверное, ждете увидеть тут слова, призывающие вас на президентских выборах прийти на избирательный участок и отдать свой голос за кандидата в президенты страны В.В. Путина? Нет, вы все не так поняли. Призыв не таков, тут не нужно искать чью-то темную руку, думать о том, сколько же заплатили автору статьи, пытаться вынюхать тут происки каких-то других заинтересованных в данной теме лиц от главного офиса ФБР до кругообразных юрт монгольских степей, от диких ящериц Мадагаскара до стай леммингов на северных окраинах мира, отрывать в этом тексте какую-нибудь хитрую загогулину, чей-то глобальный заговор или проект, ощутить пьянящую разум интригу, дабы разукрасить серые будни. Бросьте это занятие, такого тут нет. Зато тут есть правда с которой подсознательно согласится каждый. Тут другой призыв – думать собственной головой, а не искать пиранью в озере Байкал. Смотреть прямо, а не пытаться разглядеть в этом потусторонний детектив с острым сюжетом глобального заговора. Видеть разницу, а не уткнувшись в подушку кричать что все плохо, помнить как все было раньше и как все есть ныне. А если сомневаетесь, то найдите новости, сводки, события, фильмы, истории десяти-двадцатилетней давности. А лучше всего выйдите на улицу, посмотрите вокруг, на себя, на людей, на обстановку, на поведение и подумайте действительно ли ничего у нас не меняется. Вы будите гнать ответ от себя, искать, как говорилось раньше на побритом лице несбритый волосок, но то, что вам ответит ваш разум – вы сами будите знать. И самое главное понимать, понимать что построить хороший дом на неровной поверхности из прогнивших досок невозможно. Так же как и невозможно отмыть грязный грузовик одним ведром воды, нельзя за минуту разжечь костер, имея в запасе несколько спичек и пару нерасколотых мокрых бревен безыдейно оставленных в наследство. И еще труднее это сделать под задувание твоего костра завистливыми соседями и некоторыми домочадцами. На все нужно время. А если кто-то когда-то говорит, что может все это сделать по щелчку пальца или прикосновению волшебной палочки, то он – обманщик, а уверовавший в него – глупец. Необходимо все это понимать, чтобы как в упомянутой выше русской сказке не повторить участь главной героини, пожелавшей стать владычицей морскою, а на деле оставшейся сидеть у разбитого сами знаете чего…

Автор:
26.02.2012 в 21:26
Браво, Александр! Ни прибавить, ни убавить! Браво!
Автор:
27.02.2012 в 5:04
'Наш' самовыбранный и нелегитимный президентишко в стране никому не нужен. Он смешон. Изгой в мире,объект насмешек и гнева народа. Продолжатель дел горбачева и ельцина. Лжец. Довел страну до зависимости от цен на нефть. При нём окончательно развалились практически все отрасли построенные при Советской мощной власти. Куда мы катимся,-задумайтесь над этим!!!! Что с нами делают,-подумайте и над этим!!!! Героя России дал кадырову......,договор о базе НАТО в Ульяновске.....,отдаденные земли Китаю и Норвегии....,сфальсифицированные все выборы,когда на весь мир показывают 146% проголосовавших......,сотни если не тысячи закрытых заводов и предприятий по стране.....,.........,-сколько же можно еще перечислять его преступления!!!!????? По сути этот человек держится на полиции и дубинках.
Автор:
+++++ +++++
25.12.2015 в 18:39
В одном из московских домов живёт барыня, окружённая многочисленной челядью. Среди её слуг выделяется дворник Герасим — человек высокого роста (около 195 см)[3] и богатырского сложения, но глухонемой от рождения. Будучи привезённым из деревни, он долго тосковал по родным местам, но постепенно привык к городскому житью. Он усердный работник и во дворе у него всегда порядок. С определённого момента обитатели дома начинают замечать, что Герасим с особой симпатией относится к тихой безропотной 28-летней прачке Татьяне. Его ухаживания трогательны и дело идёт к женитьбе; Герасим только ждёт, когда ему сошьют новый кафтан, чтобы в пристойном виде появиться перед барыней и попросить разрешения на брак. Однако барыня, понаблюдав за поведением вечно нетрезвого башмачника Капитона, вдруг решает, что исправить его может только женитьба, и определяет ему в супруги Татьяну. Дворецкий Гаврила, узнав об этом, пугается: он понимает, что ответная реакция Герасима может оказаться непредсказуемой. На срочно созванном совете был найден выход: зная о нелюбви Герасима к пьяницам, Татьяне предлагают притвориться хмельной и в таком виде пройти мимо дворника. Хитрость сработала; Герасим, просидев почти сутки в своей каморке, переживает крах любви и поэтому не препятствует чужой свадьбе. «Муму». Художник Владимир Табурин Через год Татьяна со спившимся Капитоном по настоянию барыни уезжают в деревню. Герасим, простившись с ними на Крымском Броду, по пути домой, вытаскивает свалившегося в воду маленького щенка. Герасим приносит щенка домой, кормит и даёт кличку — Муму (одно из немногих слов, которые он может произнести). Со временем Муму превращается в симпатичную собачку, которая ко всем во дворе относится с доверием, но любит только Герасима. Барыня узнаёт о её существовании самой последней. Попытки наладить с собачкой отношения ни к чему не приводят; неудачное знакомство завершилось требованием барыни сделать так, «чтоб её сегодня же здесь не было». Гаврила, которому был адресован этот приказ, постарался его выполнить: сначала Муму тайком увезли на Охотный ряд и продали, но спустя сутки она вернулась к Герасиму с обрывком верёвки на шее. Тогда челядь максимально доступно объясняет дворнику, что барыня недовольна его собакой. Герасим в ответ даёт понять, что сам решит эту проблему. Спустя час Герасим вместе с Муму вышли из каморки. Дворник повёл собачку в трактир и заказал для неё щи с мясом. Затем они отправились к Крымскому Броду и сели в лодку. Когда Москва осталась далеко позади, Герасим привёл в исполнение приказ, данный барыней: Муму поглотили воды реки. А её хозяин вернулся; но не в московский дом барыни, а в деревню. История создания и публикаций В 1852 году Тургенев, вопреки запретам цензуры, опубликовал некролог на смерть Гоголя, после чего по приказу властей в течение месяца содержался под арестом, а затем был сослан в Спасское-Лутовиново[4]. В письме Полине Виардо писатель сообщил, что ему приказано жить в деревне «до нового распоряжения»[5]. Рассказ «Муму» был написан в апреле — мае на петербургской «съезжей», где Тургенев находился под присмотром частного пристава. Позже, уже во время пребывания в Спасском, писатель сообщил издателю Ивану Аксакову о готовности прислать «небольшую вещь, написанную под арестом»[2]. Семья Аксаковых получила «Муму» осенью того же 1852-го и откликнулась на рассказ восторженно; издатель обещал опубликовать его в «Московском сборнике»[6]. Этим планам осуществиться не удалось: второй том «Московского сборника», уже подготовленный к печати, был закрыт цензурой в марте 1853-го[2]. Рассказ удалось напечатать только через одиннадцать месяцев — он появился в третьем номере журнала «Современник» за 1854 год. Первым откликом на «Муму» стал специальный рапорт чиновника главного управления цензуры и официального рецензента «Современника» Николая Родзянко. В документе, направленном министру народного просвещения, Родзянко сообщал, что считает рассказ «неуместным в печати», потому что читатели могут «исполниться состраданием» к главному герою[7]. Рапорту был дан ход: дело о публикации «Муму» рассматривалось на заседании коллегии, в результате чего на свет вышел циркуляр, подготовленный управляющим делами министерства Авраамом Норовым. Содержание рассказа было признано «щекотливым», а цензор В. Н. Бекетов, позволивший его опубликовать, получил предупреждение[7]. Когда литературный критик Павел Анненков попытался включить «Муму» в готовящееся издание сочинений Тургенева, началась череда долгих переговоров; в подписании многочисленных ходатайств и представлении «дипломатических рапортов» участвовали Иван Гончаров, граф Мусин-Пушкин, князь Вяземский. Наконец в мае 1856 года главное управление цензуры разрешило опубликовать рассказ в собрании сочинений Тургенева; итоговую точку в «деле о „Муму“» поставил Норов[7]. Герои и прототипы Музей И. С. Тургенева в Москве «Дом Муму» В основе рассказа, по данным исследователей, лежит реальная история, случившаяся в доме Варвары Петровны Тургеневой — матери писателя[8]. Прототипом Герасима был крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой. Он, родившийся и выросший в деревне, отличался высоким ростом, статностью и броской внешностью. Во время одной из поездок по своим имениям его заметила Варвара Петровна. Староста, к которому помещица обратилась с расспросами, характеризовал Андрея Немого как трезвого и исправного работника[9]. Богатыря перевезли в московский дом Тургеневой и определили дворником. Сводная сестра писателя, Варвара Житова, в своих воспоминаниях отмечала, что дворник носил красные кумачовые рубашки, был улыбчив и силу имел необыкновенную[10]: « Когда ему случалось брать меня на руки, я чувствовала себя точно в каком экипаже. » У Андрея на самом деле была собачка Муму, которую он утопил после приказа Варвары Петровны. Однако, в отличие от литературного героя, реальный Андрей не покинул барыню, а продолжал ей верно служить[11]. Герасим сложнее своего прообраза. Он дважды стерпел «зловещую игру со своей душой» — когда его разлучили с Татьяной и когда захотели отнять Муму. Решение героя утопить собачку литературовед Виктор Чалмаев называет поступком «гордым, полным мучительной скорби и достоинства»[12]: « Это величие Разина, покорившегося ропоту своих собратьев, но не позволившего тронуть беззащитную — и совсем не добычу! — персидскую княжну никому! » Прототипом Харитона — домашнего лекаря барыни — был крепостной крестьянин Варвары Петровны Порфирий Тимофеевич Кудряшов. Писатель хорошо знал его: во время заграничных поездок Кудряшову вменялось в обязанность исполнять роль «дядьки» при Тургеневе. С его помощью Порфирий Тимофеевич сумел получить медицинское образование и стал готовить себя к работе земским врачом, однако Варвара Петровна не захотела расставаться со своим персональным доктором[9]. Дворецкий Гаврила в изображении Тургенева — пройдоха и жулик; раскланиваясь и заискивая перед барыней, он тайком воровал всё, что плохо лежит. Башмачник Капитон мнил себя образованным человеком и был по-своему неглуп; с годами он утратил свой лоск, превратившись в горького пьяницу и патологического бездельника. Образ этого персонажа раскрывается с помощью присущей ему «образованной лакейской речи»[13]. Действия барыни, привыкшей бесцеремонно вмешиваться в судьбы своих слуг, исследователи характеризуют как произвол. При этом у неё не было намерений сознательно навредить Герасиму или Татьяне: дворника она ценила как хорошего работника, прачку почти не знала[14]: « И тем не менее, пользуясь страшным правом вершить судьбу подвластных ей людей, барыня загубила их жизнь. Думая, что творит добро и делает крепостных счастливыми, своими действиями она причинила им только тяжкие страдания и жгучую боль, лишив их права на простое человеческое счастье. » Отзывы В течение первых двух лет после публикации «Муму» ни одно печатное издание России не отозвалось на рассказ. Этот «заговор молчания» был связан с цензурным циркуляром, запрещавшим «печатно упоминать „Муму“ как произведение»[15]. Однако в частной переписке литераторов и общественных деятелей рассказ и обсуждался, и анализировался. Так, Александр Герцен откликнулся на него словами «Чудо, как хорошо!»; в письме Тургеневу он отметил, что автор «Муму» «не побоялся заглянуть в душную каморку крепостного слуги, где тот имел лишь одно утешение — водку»[16]. Иван Сергеевич Аксаков, ознакомившийся с рассказом ещё в рукописном виде, особо отметил главного героя[6]: « В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений. » Константин Аксаков в письме (октябрь 1852) назвал рассказ «шагом вперёд» в творческой биографии Тургенева; позже, после снятия цензурных ограничений, публицист развил этот тезис в большой обзорной статье, где отметил, что «Муму» стоит «выше „Записок охотника“ как по более трезвому, более полновесному слову, так и по глубине содержания»[17]. В то же время литературный критик Александр Дружинин, анализируя вышедшее собрание сочинений Тургенева, увидел в «Муму» всего лишь «мастерски отделанную миниатюрную картинку», которая равноценна «умному анекдоту» и не представляет интереса для «ценителей прекрасного»[18]. Ещё жёстче высказался на страницах «Отечественных записок» журналист Степан Дудышкин: по его мнению, «Муму», как и «Записки охотника», страдают односторонностью при освещении явлений русской жизни, а потому их нельзя назвать «подлинными произведениями искусства»[19]. Художественные особенности Композиция рассказа компактна и проста: в ней всё подчинено раскрытию образа Герасима. Автор воспроизводит несколько ярких эпизодов из биографии героя, которые приходятся на разные этапы его жизни. В итоге возникают три неравные части. Первая — экспозиция — бегло повествует о прошлом Герасима, его деревенской жизни. Главная — московская — часть разбита на два временны́х отрезка: в одном речь идёт о любви к Татьяне, в другом излагается драма с Муму. Завершает историю небольшой эпилог[20]. Образ Герасима раскрывается через его отношение к Татьяне и через привязанность к Муму[20]: « Каждая из этих частей имеет свою законченную композицию. В них можно увидеть завязку, развитие действия, кульминацию и свою развязку. » Почти в каждом ключевом эпизоде автор обращает внимание на выражение лица Герасима. Оно является «зеркалом душевных переживаний героя», в котором читаются то недоумение, то угрюмость, то тихая радость. Одной из самых щемящих сцен рассказа является эпизод в трактире, когда дворник, решив напоследок накормить обречённую на смерть собачку, долго смотрел на неё. О чувствах Герасима в этот момент не говорится ничего, однако его драма раскрывается в предложении про «две тяжёлых слезы», которые выкатились из глаз богатыря[20]. Адаптации и влияние Памятник Муму, Онфлёр, Франция Рассказ неоднократно экранизировался: 1949 — Диафильм Муму 1959 — «Муму», режиссёры Евгений Тетерин, Анатолий Бобровский 1987 — «Муму» (мультфильм) — режиссёр Валентин Караваев 1998 — «Му-му» — режиссёр Юрий Грымов В городе Онфлёр, Франция, установлен памятник Муму (проект Юрия Грымова и Владимира Цеслера)[21]. 25 марта 2004 года в Санкт-Петербурге на площади Тургенева состоялось открытие памятника Муму, приуроченное к 150-летию со дня первой публикации рассказа. Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет собой пса, свернувшегося у огромных сапог[22]. Примечания ↑ Показывать компактно ↑ Перейти к: 1 2 И. C. Тургенев Муму // Современник. — 1854. — Т. XLIV, № 3. — С. 9—36 (отд. I). ↑ Перейти к: 1 2 3 Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 142. — 575 с. ↑ Борис Шварцкопф. Литературные герои и… арифметика. Русская речь, 1983, № 4 (31 октября 2006). ↑ Петров С. М. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1968. — С. 69. — 368 с. ↑ И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Письма в 13 томах. . — М.—Л.: Издательство АН СССР, 1960. — Т. 2. — С. 395. ↑ Перейти к: 1 2 // Русское обозрение. — 1894. — № 8. — С. 475. ↑ Перейти к: 1 2 3 Оксман Ю. Г. И. С. Тургенев. Исследования и материалы, выпуск 1. — Одесса, 1921. — С. 52—53. ↑ Петров С. М. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1968. — С. 70. — 368 с. ↑ Перейти к: 1 2 Орешин К. История рассказа «Муму» // Тургенев И. С. Муму. — М.: Государственное издательство детской литературы, 1964. — С. 10. — 64 с. ↑ Житова В. Н. // Вестник Европы. — 1884. — № 11. — С. 120—121. ↑ Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 149. — 575 с. ↑ Чалмаев В. А. Иван Тургенев. — М.: Современник, 1986. — С. 176—177. — 308 с. — (Любителям российской словесности). ↑ Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 156—157. — 575 с. ↑ Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 152—153. — 575 с. ↑ Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 144. — 575 с. ↑ Герцен А. И. Полное собрание сочинений и писем под ред. М. К. Лемке. — П.: Литературно-издательский отдел Наркомата по просвещению, 1919. — Т. 9. — С. 99. ↑ Аксаков К. С. Обозрение современной русской литературы // Русская беседа. — 1857. — Т. 1. — С. 21. ↑ Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 146. — 575 с. ↑ Дудышкин С. С. // Отечественные записки. — 1857. — № 4. — С. 55. ↑ Перейти к: 1 2 3 Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 150. — 575 с. ↑ Памятник любви и одиночеству ↑ Памятник Му-му в Санкт-Петербурге [скрыть] Просмотр этого шаблона Иван Сергеевич Тургенев Романы Рудин • Дворянское гнездо • Накануне • Отцы и дети • Дым • Новь Повести и рассказы Андрей Колосов • Три портрета • Бретёр • Петушков • Дневник лишнего человека • Два приятеля • Затишье • Записки охотника (цикл) • Муму • Постоялый двор • После смерти • Яков Пасынков • Переписка • Фауст • Ася • Призраки • Довольно • Вешние воды • Степной король Лир • Первая любовь Драматургия Безденежье • Где тонко, там и рвётся • Нахлебник • Завтрак у предводителя • Холостяк • Месяц в деревне • Провинциалка Поэзия Параша • Андрей • Разговор • Поп • Утро туманное • Другие стихотворения Прочее Стихотворения в прозе • Литературные и житейские воспоминания Персонажи Евгений Базаров • Павел Петрович Кирсанов • Николай Петрович Кирсанов • Дмитрий Николаевич Рудин • Елена Николаевна Стахова • Фёдор Иванович Лаврецкий Окружение Тургеневы • Полина Виардо • Юлия Вревская • Татьяна Александровна Бакунина Музеи Спасское-Лутовиново • Музей И. С. Тургенева на Остоженке • Государственный литературный музей И. С. Тургенева в Орле • Дача И. С. Тургенева ✰ Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. Категории: Литературные произведения по алфавитуРассказы Ивана ТургеневаРассказы 1852 годаРассказы на русском языке Навигация Вы не представились системеОбсуждениеВкладСоздать учётную записьВойтиСтатьяОбсуждениеЧитатьПросмотрИстория Поиск Перейти Заглавная страница Рубрикация Указатель А — Я Избранные статьи Случайная статья Текущие события Участие Сообщить об ошибке Портал сообщества Форум Свежие правки Новые страницы Справка Пожертвования Инструменты Ссылки сюда Связанные правки Спецстраницы Постоянная ссылка Сведения о странице Цитировать страницу Печать/экспорт Создать книгу Скачать как PDF Версия для печати В других проектах Викитека Викиданные На других языках Azərbaycanca Esperanto Español Français Polski Simple English Править ссылки Последнее изменение этой страницы: 17:04, 1 декабря 2015. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc. Свяжитесь с нами
Автор:
сергей тургеньев
26.12.2015 в 17:09
В одном из московских домов живёт барыня, окружённая многочисленной челядью. Среди её слуг выделяется дворник Герасим — человек высокого роста (около 195 см)[3] и богатырского сложения, но глухонемой от рождения. Будучи привезённым из деревни, он долго тосковал по родным местам, но постепенно привык к городскому житью. Он усердный работник и во дворе у него всегда порядок. С определённого момента обитатели дома начинают замечать, что Герасим с особой симпатией относится к тихой безропотной 28-летней прачке Татьяне. Его ухаживания трогательны и дело идёт к женитьбе; Герасим только ждёт, когда ему сошьют новый кафтан, чтобы в пристойном виде появиться перед барыней и попросить разрешения на брак. Однако барыня, понаблюдав за поведением вечно нетрезвого башмачника Капитона, вдруг решает, что исправить его может только женитьба, и определяет ему в супруги Татьяну. Дворецкий Гаврила, узнав об этом, пугается: он понимает, что ответная реакция Герасима может оказаться непредсказуемой. На срочно созванном совете был найден выход: зная о нелюбви Герасима к пьяницам, Татьяне предлагают притвориться хмельной и в таком виде пройти мимо дворника. Хитрость сработала; Герасим, просидев почти сутки в своей каморке, переживает крах любви и поэтому не препятствует чужой свадьбе. «Муму». Художник Владимир Табурин Через год Татьяна со спившимся Капитоном по настоянию барыни уезжают в деревню. Герасим, простившись с ними на Крымском Броду, по пути домой, вытаскивает свалившегося в воду маленького щенка. Герасим приносит щенка домой, кормит и даёт кличку — Муму (одно из немногих слов, которые он может произнести). Со временем Муму превращается в симпатичную собачку, которая ко всем во дворе относится с доверием, но любит только Герасима. Барыня узнаёт о её существовании самой последней. Попытки наладить с собачкой отношения ни к чему не приводят; неудачное знакомство завершилось требованием барыни сделать так, «чтоб её сегодня же здесь не было». Гаврила, которому был адресован этот приказ, постарался его выполнить: сначала Муму тайком увезли на Охотный ряд и продали, но спустя сутки она вернулась к Герасиму с обрывком верёвки на шее. Тогда челядь максимально доступно объясняет дворнику, что барыня недовольна его собакой. Герасим в ответ даёт понять, что сам решит эту проблему. Спустя час Герасим вместе с Муму вышли из каморки. Дворник повёл собачку в трактир и заказал для неё щи с мясом. Затем они отправились к Крымскому Броду и сели в лодку. Когда Москва осталась далеко позади, Герасим привёл в исполнение приказ, данный барыней: Муму поглотили воды реки. А её хозяин вернулся; но не в московский дом барыни, а в деревню. История создания и публикаций В 1852 году Тургенев, вопреки запретам цензуры, опубликовал некролог на смерть Гоголя, после чего по приказу властей в течение месяца содержался под арестом, а затем был сослан в Спасское-Лутовиново[4]. В письме Полине Виардо писатель сообщил, что ему приказано жить в деревне «до нового распоряжения»[5]. Рассказ «Муму» был написан в апреле — мае на петербургской «съезжей», где Тургенев находился под присмотром частного пристава. Позже, уже во время пребывания в Спасском, писатель сообщил издателю Ивану Аксакову о готовности прислать «небольшую вещь, написанную под арестом»[2]. Семья Аксаковых получила «Муму» осенью того же 1852-го и откликнулась на рассказ восторженно; издатель обещал опубликовать его в «Московском сборнике»[6]. Этим планам осуществиться не удалось: второй том «Московского сборника», уже подготовленный к печати, был закрыт цензурой в марте 1853-го[2]. Рассказ удалось напечатать только через одиннадцать месяцев — он появился в третьем номере журнала «Современник» за 1854 год. Первым откликом на «Муму» стал специальный рапорт чиновника главного управления цензуры и официального рецензента «Современника» Николая Родзянко. В документе, направленном министру народного просвещения, Родзянко сообщал, что считает рассказ «неуместным в печати», потому что читатели могут «исполниться состраданием» к главному герою[7]. Рапорту был дан ход: дело о публикации «Муму» рассматривалось на заседании коллегии, в результате чего на свет вышел циркуляр, подготовленный управляющим делами министерства Авраамом Норовым. Содержание рассказа было признано «щекотливым», а цензор В. Н. Бекетов, позволивший его опубликовать, получил предупреждение[7]. Когда литературный критик Павел Анненков попытался включить «Муму» в готовящееся издание сочинений Тургенева, началась череда долгих переговоров; в подписании многочисленных ходатайств и представлении «дипломатических рапортов» участвовали Иван Гончаров, граф Мусин-Пушкин, князь Вяземский. Наконец в мае 1856 года главное управление цензуры разрешило опубликовать рассказ в собрании сочинений Тургенева; итоговую точку в «деле о „Муму“» поставил Норов[7]. Герои и прототипы Музей И. С. Тургенева в Москве «Дом Муму» В основе рассказа, по данным исследователей, лежит реальная история, случившаяся в доме Варвары Петровны Тургеневой — матери писателя[8]. Прототипом Герасима был крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой. Он, родившийся и выросший в деревне, отличался высоким ростом, статностью и броской внешностью. Во время одной из поездок по своим имениям его заметила Варвара Петровна. Староста, к которому помещица обратилась с расспросами, характеризовал Андрея Немого как трезвого и исправного работника[9]. Богатыря перевезли в московский дом Тургеневой и определили дворником. Сводная сестра писателя, Варвара Житова, в своих воспоминаниях отмечала, что дворник носил красные кумачовые рубашки, был улыбчив и силу имел необыкновенную[10]: « Когда ему случалось брать меня на руки, я чувствовала себя точно в каком экипаже. » У Андрея на самом деле была собачка Муму, которую он утопил после приказа Варвары Петровны. Однако, в отличие от литературного героя, реальный Андрей не покинул барыню, а продолжал ей верно служить[11]. Герасим сложнее своего прообраза. Он дважды стерпел «зловещую игру со своей душой» — когда его разлучили с Татьяной и когда захотели отнять Муму. Решение героя утопить собачку литературовед Виктор Чалмаев называет поступком «гордым, полным мучительной скорби и достоинства»[12]: « Это величие Разина, покорившегося ропоту своих собратьев, но не позволившего тронуть беззащитную — и совсем не добычу! — персидскую княжну никому! » Прототипом Харитона — домашнего лекаря барыни — был крепостной крестьянин Варвары Петровны Порфирий Тимофеевич Кудряшов. Писатель хорошо знал его: во время заграничных поездок Кудряшову вменялось в обязанность исполнять роль «дядьки» при Тургеневе. С его помощью Порфирий Тимофеевич сумел получить медицинское образование и стал готовить себя к работе земским врачом, однако Варвара Петровна не захотела расставаться со своим персональным доктором[9]. Дворецкий Гаврила в изображении Тургенева — пройдоха и жулик; раскланиваясь и заискивая перед барыней, он тайком воровал всё, что плохо лежит. Башмачник Капитон мнил себя образованным человеком и был по-своему неглуп; с годами он утратил свой лоск, превратившись в горького пьяницу и патологического бездельника. Образ этого персонажа раскрывается с помощью присущей ему «образованной лакейской речи»[13]. Действия барыни, привыкшей бесцеремонно вмешиваться в судьбы своих слуг, исследователи характеризуют как произвол. При этом у неё не было намерений сознательно навредить Герасиму или Татьяне: дворника она ценила как хорошего работника, прачку почти не знала[14]: « И тем не менее, пользуясь страшным правом вершить судьбу подвластных ей людей, барыня загубила их жизнь. Думая, что творит добро и делает крепостных счастливыми, своими действиями она причинила им только тяжкие страдания и жгучую боль, лишив их права на простое человеческое счастье. » Отзывы В течение первых двух лет после публикации «Муму» ни одно печатное издание России не отозвалось на рассказ. Этот «заговор молчания» был связан с цензурным циркуляром, запрещавшим «печатно упоминать „Муму“ как произведение»[15]. Однако в частной переписке литераторов и общественных деятелей рассказ и обсуждался, и анализировался. Так, Александр Герцен откликнулся на него словами «Чудо, как хорошо!»; в письме Тургеневу он отметил, что автор «Муму» «не побоялся заглянуть в душную каморку крепостного слуги, где тот имел лишь одно утешение — водку»[16]. Иван Сергеевич Аксаков, ознакомившийся с рассказом ещё в рукописном виде, особо отметил главного героя[6]: « В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы, его нравственных, честных побуждений. » Константин Аксаков в письме (октябрь 1852) назвал рассказ «шагом вперёд» в творческой биографии Тургенева; позже, после снятия цензурных ограничений, публицист развил этот тезис в большой обзорной статье, где отметил, что «Муму» стоит «выше „Записок охотника“ как по более трезвому, более полновесному слову, так и по глубине содержания»[17]. В то же время литературный критик Александр Дружинин, анализируя вышедшее собрание сочинений Тургенева, увидел в «Муму» всего лишь «мастерски отделанную миниатюрную картинку», которая равноценна «умному анекдоту» и не представляет интереса для «ценителей прекрасного»[18]. Ещё жёстче высказался на страницах «Отечественных записок» журналист Степан Дудышкин: по его мнению, «Муму», как и «Записки охотника», страдают односторонностью при освещении явлений русской жизни, а потому их нельзя назвать «подлинными произведениями искусства»[19]. Художественные особенности Композиция рассказа компактна и проста: в ней всё подчинено раскрытию образа Герасима. Автор воспроизводит несколько ярких эпизодов из биографии героя, которые приходятся на разные этапы его жизни. В итоге возникают три неравные части. Первая — экспозиция — бегло повествует о прошлом Герасима, его деревенской жизни. Главная — московская — часть разбита на два временны́х отрезка: в одном речь идёт о любви к Татьяне, в другом излагается драма с Муму. Завершает историю небольшой эпилог[20]. Образ Герасима раскрывается через его отношение к Татьяне и через привязанность к Муму[20]: « Каждая из этих частей имеет свою законченную композицию. В них можно увидеть завязку, развитие действия, кульминацию и свою развязку. » Почти в каждом ключевом эпизоде автор обращает внимание на выражение лица Герасима. Оно является «зеркалом душевных переживаний героя», в котором читаются то недоумение, то угрюмость, то тихая радость. Одной из самых щемящих сцен рассказа является эпизод в трактире, когда дворник, решив напоследок накормить обречённую на смерть собачку, долго смотрел на неё. О чувствах Герасима в этот момент не говорится ничего, однако его драма раскрывается в предложении про «две тяжёлых слезы», которые выкатились из глаз богатыря[20]. Адаптации и влияние Памятник Муму, Онфлёр, Франция Рассказ неоднократно экранизировался: 1949 — Диафильм Муму 1959 — «Муму», режиссёры Евгений Тетерин, Анатолий Бобровский 1987 — «Муму» (мультфильм) — режиссёр Валентин Караваев 1998 — «Му-му» — режиссёр Юрий Грымов В городе Онфлёр, Франция, установлен памятник Муму (проект Юрия Грымова и Владимира Цеслера)[21]. 25 марта 2004 года в Санкт-Петербурге на площади Тургенева состоялось открытие памятника Муму, приуроченное к 150-летию со дня первой публикации рассказа. Отлитая из чугуна скульптурная композиция представляет собой пса, свернувшегося у огромных сапог[22]. Примечания ↑ Показывать компактно ↑ Перейти к: 1 2 И. C. Тургенев Муму // Современник. — 1854. — Т. XLIV, № 3. — С. 9—36 (отд. I). ↑ Перейти к: 1 2 3 Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 142. — 575 с. ↑ Борис Шварцкопф. Литературные герои и… арифметика. Русская речь, 1983, № 4 (31 октября 2006). ↑ Петров С. М. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1968. — С. 69. — 368 с. ↑ И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Письма в 13 томах. . — М.—Л.: Издательство АН СССР, 1960. — Т. 2. — С. 395. ↑ Перейти к: 1 2 // Русское обозрение. — 1894. — № 8. — С. 475. ↑ Перейти к: 1 2 3 Оксман Ю. Г. И. С. Тургенев. Исследования и материалы, выпуск 1. — Одесса, 1921. — С. 52—53. ↑ Петров С. М. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. — М.: Просвещение, 1968. — С. 70. — 368 с. ↑ Перейти к: 1 2 Орешин К. История рассказа «Муму» // Тургенев И. С. Муму. — М.: Государственное издательство детской литературы, 1964. — С. 10. — 64 с. ↑ Житова В. Н. // Вестник Европы. — 1884. — № 11. — С. 120—121. ↑ Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 149. — 575 с. ↑ Чалмаев В. А. Иван Тургенев. — М.: Современник, 1986. — С. 176—177. — 308 с. — (Любителям российской словесности). ↑ Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 156—157. — 575 с. ↑ Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 152—153. — 575 с. ↑ Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 144. — 575 с. ↑ Герцен А. И. Полное собрание сочинений и писем под ред. М. К. Лемке. — П.: Литературно-издательский отдел Наркомата по просвещению, 1919. — Т. 9. — С. 99. ↑ Аксаков К. С. Обозрение современной русской литературы // Русская беседа. — 1857. — Т. 1. — С. 21. ↑ Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 146. — 575 с. ↑ Дудышкин С. С. // Отечественные записки. — 1857. — № 4. — С. 55. ↑ Перейти к: 1 2 3 Липатов П. Е. «Муму» И. С. Тургенева // Творчество И. С. Тургенева. Сборник статей / Редактор-составитель И. Т. Трофимов. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 150. — 575 с. ↑ Памятник любви и одиночеству ↑ Памятник Му-му в Санкт-Петербурге [скрыть] Просмотр этого шаблона Иван Сергеевич Тургенев Романы Рудин • Дворянское гнездо • Накануне • Отцы и дети • Дым • Новь Повести и рассказы Андрей Колосов • Три портрета • Бретёр • Петушков • Дневник лишнего человека • Два приятеля • Затишье • Записки охотника (цикл) • Муму • Постоялый двор • После смерти • Яков Пасынков • Переписка • Фауст • Ася • Призраки • Довольно • Вешние воды • Степной король Лир • Первая любовь Драматургия Безденежье • Где тонко, там и рвётся • Нахлебник • Завтрак у предводителя • Холостяк • Месяц в деревне • Провинциалка Поэзия Параша • Андрей • Разговор • Поп • Утро туманное • Другие стихотворения Прочее Стихотворения в прозе • Литературные и житейские воспоминания Персонажи Евгений Базаров • Павел Петрович Кирсанов • Николай Петрович Кирсанов • Дмитрий Николаевич Рудин • Елена Николаевна Стахова • Фёдор Иванович Лаврецкий Окружение Тургеневы • Полина Виардо • Юлия Вревская • Татьяна Александровна Бакунина Музеи Спасское-Лутовиново • Музей И. С. Тургенева на Остоженке • Государственный литературный музей И. С. Тургенева в Орле • Дача И. С. Тургенева ✰ Эта статья входит в число добротных статей русскоязычного раздела Википедии. Категории: Литературные произведения по алфавитуРассказы Ивана ТургеневаРассказы 1852 годаРассказы на русском языке Навигация Вы не представились системеОбсуждениеВкладСоздать учётную записьВойтиСтатьяОбсуждениеЧитатьПросмотрИстория Поиск Перейти Заглавная страница Рубрикация Указатель А — Я Избранные статьи Случайная статья Текущие события Участие Сообщить об ошибке Портал сообщества Форум Свежие правки Новые страницы Справка Пожертвования Инструменты Ссылки сюда Связанные правки Спецстраницы Постоянная ссылка Сведения о странице Цитировать страницу Печать/экспорт Создать книгу Скачать как PDF Версия для печати В других проектах Викитека Викиданные На других языках Azərbaycanca Esperanto Español Français Polski Simple English Править ссылки Последнее изменение этой страницы: 17:04, 1 декабря 2015. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc. Свяжитесь с нами
Автор:
сергей тургеньев
26.12.2015 в 17:09